Статьи

Нарушение прав потребителей в сфере страхования и кредитования.

Нарушение прав потребителей в сфере страхования и кредитования.

Мы с вами периодически приобретаем различные товары либо получаем услуги для домашних, личных, семейных нужд. Т.е. являемся потребителями («потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» - Закон РФ «О защите прав потребителей»).

Однако при покупке товара либо получении услуги не все потребители владеют информацией о товаре, услуге, их производителях, исполнителях, а также о своих правах. Большинство из нас даже не читает подписываемые документы (договора купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ, кредитный договор, различные акты и др.); либо прочтение указанных документов носит формальный характер. Некоторые прочитав документы, не находят в них ничего подозрительного ввиду собственной правовой неграмотности. Иногда срочно требуется приобрести товар или получить услугу, оформить кредит и, увидев в документах сомнительные пункты, потребитель не акцентирует на них внимание, ввиду отсутствия времени на взаимные решения либо споры. Именно этим и пользуются продавцы и исполнители.

В настоящее время наиболее частыми случаями нарушения прав потребителей являются следующие.

Всем известно, что одним из необходимых документов, дающих право на управление автомобилем, является полис ОСАГО. Страховщики (организации, осуществляющие страхование) имеют «в запасе» различные способы нарушения прав потребителей. К таковым можно отнести: отказ в предоставлении услуги по страхованию автогражданской ответственности, т.е. не заключение договора страхования по причине отсутствия полюсов; либо же заключение договора страхования автогражданской ответственности только при условии обязательного заключения договора страхования жизни, здоровья, имущества, что является незаконным навязыванием приобретения дополнительной услуги. Во избежании таких ситуаций необходимо заблаговременно обратиться в страховую компанию с письменным заявлением о приобретении у данного страховщика полиса ОСАГО. К заявлению необходимо приложить документы, обязательность предоставления которых установлена Законом «Об ОСАГО владельцев транспортных средств» и Правилами страхования. Заявление и приложенные документы необходимо под роспись отдать в страховую организацию. При наличии таких заявлений страховые организации не отказывают в оформлении полюса ОСАГО и не навязывают дополнительные договора страхования. Поскольку страховые организации оказывают услуги неопределенному круги лиц и соответственно должны предоставить данную услугу любому лицу, обратившемуся к ним. А подтверждением обращения, соответственно является письменное заявление.

Также очень распространены случаи нарушения прав потребителей при получении кредита. Обычно человек обращается в банк за получением кредита, поскольку не имеет возможности в другом месте получить или заработать крупную сумму денег. А деньги чаще всего нужны очень срочно. На этом и «играет» банк, предоставляя свои условия кредитного договора, невыгодные для потребителя либо ущемляющие, права потребителя. При этом банк не предоставляет потребителю возможность обсуждения и согласования условий, выгодных для обеих сторон. Практически во всех случаях потребитель соглашается на все условия банка, поскольку срочно нужны деньги. И лишь по прошествии определенного времени, потребитель начинает задумываться о том, что его права при заключении кредитного договора были нарушены, и можно ли что-то сделать после заключения кредитного договора и получения денежных средств. Очень часто в качестве нарушения прав потребителей выявляется взимание с заемщика комиссии за открытие и ведение ссудного счета, т.е. навязывание дополнительной услуги за отдельную плату. Соответствующие действия банков признаны незаконными, о чем сообщается Верховным Судом РФ в «Обзоре практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств» от 22.05.2013 г. Также весьма сомнительными являются действия банков по обязательному предоставлению платной банковской ячейки при получении кредитных денежных средств. Многие банки обуславливают получение кредита заключением договора страхования, причем с конкретной страховой организацией. Однако такие условия не всегда являются нарушением прав потребителя. Включение в кредитный договор условия об обязанности заемщика застраховать свою жизнь и здоровье, фактически являющееся условием получения кредита, естественно свидетельствует о злоупотреблении свободой договора и является нарушением. Однако иногда страхование жизни заемщика является одним из способов обеспечения возврата кредитных средств и снижения процентной ставки по кредиту. В этом случае нарушения не будет.

В любом случае, если вы считаете, что ваши права потребителя были нарушены, даже после подписания документов и заключения договоров, вы имеете право на защиту своих прав, в том числе в судебном порядке. Однако предварительно обратитесь в организацию, нарушившую ваши права с письменной претензией. Возможно, для устранения возникшего нарушения ваших прав будет достаточно претензии. В противном случае, вы имеете права обратиться в Роспотребнадзор, Прокуратуру, ФАС (антимонопольная служба), суд. И обратите внимание, в случае судебных споров по защите прав потребителей, потребитель освобождается об уплаты государственной пошлины – ст. 17 Закона «О защите прав потребителей». К тому же нарушение прав потребителей является административным правонарушением, и ответственность за его совершение предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях.

Нет комментариев

Добавить комментарий