Статьи

Товар ненадлежащего качества: как защитить свои права.

Товар ненадлежащего качества: как защитить свои права.

Приобретая товар для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, вы становитесь потребителем. Но немногие потребители знают свои права в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Даже те, кто знают свои права, не всегда ими пользуются, например, ввиду невысокой стоимости товара или занятости и отсутствия времени. Руководствуясь именно таким мнением потребителей, продавцы не спешат, а некоторые и не желают в добровольном порядке мирным путем разрешить спорную ситуацию.

Отношения между продавцом и потребителем регулируются Законом «О защите прав потребителей», а также нормами гражданского кодекса РФ или специальными законами. Но во всех случаях применяются общие положения Закона «О защите прав потребителей». Согласно ст. 19 вышеуказанного Закона потребитель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Как правило, гарантийный срок продавец устанавливает самостоятельно. Таковой срок может быть и месяц, и полгода, и год и т.д. Однако в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу соответствующие требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Т.е., если в договоре установлен гарантийный срок менее двух лет, это не повод отчаиваться. Поскольку законом предусмотрено право потребителя в случае недостатков приобретенного товара обратиться к продавцу в течение двух лет. И естественно закон занимает главенствующее положение по отношению к договору. Поэтому отказ продавца устранить недостатков товара по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет может являться не законным, нарушающим права и интересы потребителя.

В случае обнаружения в товаре недостатков потребитель имеет право по своему выбору: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Кроме того потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Для удовлетворения каждого из вышеперечисленных требований установлены свои сроки. В случае требования об устранении недостатков товара срок не может превышать сорока пяти дней, если меньший срок не установлен договором (ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»). При предъявлении требования о замене товара продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем (ст. 21 Закона «О защите прав потребителей»). Заявленные требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона «О защите прав потребителей»).

Что же делать, если вы приобрели товар, а он оказался с недостатками?

Первоначальными действиями потребителя в случае приобретения товара ненадлежащего качества является направление в адрес продавца письменной претензии с одним из вышеуказанных требований. Претензию возможно передать продавцу лично под роспись на вашем экземпляре либо же отправить в адрес продавца заказным письмом посредствам Почты России. Если на предъявленные требования продавец никак не отреагировал, либо затягивает срок их исполнения, потребитель имеет право с исковым заявлением обратиться в суд. В случае судебного разбирательства затраты продавца могут быть увеличены. Поскольку потребитель имеет право взыскать с продавца не только денежные средства, уплаченные за товар или его ремонт, но и судебные расходы: стоимость юридических услуг (консультации, подготовка искового заявления, представительство интересов и др.); стоимость экспертизы об установлении недостатков товара; неустойку (пеню) в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки (ст. ст. 23 Закона «О защите прав потребителей»). Кроме того, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»). Также обращаю ваше внимание, в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право взыскать с продавца компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нарушения продавцом прав потребителя. Судебное разбирательство завершается решением суда.

В случае, если продавец в добровольном порядке отказывается исполнить решение суда, необходимо получить исполнительный лист. Исполнительный лист выдается судом по заявлению лица, предъявившего иск в суд. Получив исполнительный лист, необходимо обратиться в службу судебных приставов, которые занимаются исполнением решения суда в принудительном порядке, с заявлением о возбуждении исполнительного производства. К заявлению необходимо приложить оригинал исполнительного листа, копию паспорта и банковские реквизиты. После этого исполнением решения суда будете заниматься не вы, а судебные приставы.

Кроме того, имеете право обратиться в Роспотребнадзор с заявлением о привлечении «нерадивого» продавца к административной ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях). А иногда в действиях продавца могут содержаться и признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но этим уже будет заниматься полиция.

Нет комментариев

Добавить комментарий